понедельник, 19 декабря 2011 г.

Россия принимается за бурение на арктическом шельфе ("The New York Times", США)

16.02.2011, 14:53

Вести разработку нефтяных месторождений в Северном Ледовитом океане — крайне тяжелая задача. Но это не останавливает Россию — и западные нефтяные компании, следующие ее призыву.



В прошлом месяце Россия, у которой постепенно сокращаются наземные запасы нефти, подписала контракт на разработку арктических месторождений с британским нефтяным гигантом ВР, чьи перспективы в области бурения на шельфе Соединенных Штатов оказались под вопросом после прошлогодней аварии в Мексиканском заливе. Другие западные нефтяные компании, отметив готовность Москвы к разработке шельфовых месторождений, ведут теперь с Россией аналогичные консультации.

Новая нефть из России может сыграть ключевую роль для мирового предложения сырья в ближайшие десятилетия. Россия стала крупнейшим в мире производителем нефти, обойдя Саудовскую Аравию, а глобальный спрос на нефть пока продолжает увеличиваться.


Но, осуществляя шельфовые проекты в России, нефтяные компании вступят в ту область, где другие крупные страны с выходом к Северному Ледовитому океану — прежде всего Соединенные Штаты и Канада — с крайней осторожностью относятся к разработке месторождений нефти из соображений безопасности и охраны окружающей среды.

Ледяная шапка и айсберги представляют разнообразные угрозы буровым вышкам и их персоналу. Если разлив нефти произойдет зимой, то работы по расчистке придется осуществлять в полной темноте, в которую в эти месяцы погружен регион.

В начале февраля компания Royal Dutch Shell отложила планы разработки месторождений у арктического побережья Аляски, так как она продолжает сталкиваться с препятствиями со стороны осторожничающих регулирующих органов в Вашингтоне.

Россияне, контролирующие в Северном Ледовитом океана гораздо более перспективный с точки зрения месторождений нефти район, чем Соединенные Штаты и Канада вместе взятые, занимают совсем другую позицию.


По данным Международного энергетического агентства, если Россия не начнет разработку новых месторождений, то, по мере истощения существующих месторождений в Сибири, ежедневный уровень добычи может сократиться к 2035 году почти на миллион баррелей. Поскольку экономика России зависит от нефти и газа, на долю которых приходится около 60 процентов всего экспорта страны, она вынуждена переходить к шельфовому бурению, рассчитывая на то, что иностранные партнеры поделятся своим техническим опытом и возьмут на себя долю многомиллиардных расходов на разработку месторождений.

А авария в заливе только подтолкнула Россию к тому, чтобы выбрать своим первым партнером ВР. По мнению премьер-министра России Владимира Путина, сегодня ВР — самая безопасная компания с точки зрения шельфового бурения, так как она извлекла уроки из аварии в заливе.

"За одного битого двух небитых дают", — заявил Путин, вспомнив русскую пословицу, после того как ВР подписала контракт на разработку арктических месторождений с компанией "Роснефть", принадлежащей российскому государству. В рамках совместного предприятия компании изучат три участка в Карском море, омывающем северное побережье России.


Соглашение с ВР не вызвало в России мощной реакции общества — отчасти из-за слабости экологического движения, но также потому, что оппозиционные политики не имеют возможности заблокировать процесс или воспрепятствовать ему.

По оценкам Геологической службы США, Арктика содержит пятую часть мировых неразведанных промышленных запасов нефти и газа. Согласно докладу министерства энергетики от 2009 года, 43 из 61 значительных арктических месторождений нефти и газа находятся в России. Российская часть Арктики особенно богата природным газом, а североамериканская — богаче нефтью.

Если Соединенные Штаты и Канада продолжают сомневаться, то другие страны расчищают арктическое пространство для нефтегазовой отрасли. Норвегия, урегулировавшая в прошлом году территориальный спор с Россией, готовится открыть для бурения новые арктические районы.

В прошлом году Гренландия, являющаяся владением Дании и получившая в 2009 году полуавтономный статус, позволила Cairn Energy провести предварительное бурение. Шотландская компания Cairn планирует пробурить в этом году еще четыре скважины, а в ближайшие несколько лет к бурению, как ожидается, также приступят Exxon Mobil, Chevron и Shell.

Но из пяти стран с выходом к Северному Ледовитому океану Россия наиболее заинтересована в разработке ресурсов региона.


"Россия — один из ключевых элементов в мировом предложении нефти, — говорит Дэниэл Йергин (Daniel Yergin), специалист по истории нефти и председатель IHS Cambridge Energy Research Associates. — Она играет критически важную роль в глобальном энергетическом равновесии. Арктика будет одним из важнейших факторов, которые определят, сколько нефти Россия будет добывать и экспортировать в другие страны через 15 лет".

Пользуясь соглашением с ВР в качестве шаблона, "Роснефть" ведет переговоры о создании совместных предприятий с другими крупными нефтяными компаниями, для которых закрыт североамериканский рынок и которые готовы разрабатывать арктический шельф России. Среди них — Shell, о чем в прошлом месяце заявил генеральный директор компании. Глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов говорит, что сегодня представители зарубежных нефтяных компаний выстраиваются в очередь к нему на прием.

Полярный исследователь Артур Чилингаров стал воплощением далеко идущих арктических амбиций России после того, как в 2007 году принял участие в экспедиции на глубоководном аппарате, в ходе которой на дне океана под Северным полюсом был установлен российский флаг.


"Будущее за шельфом, — заявил в одном из интервью Чилингаров, депутат российского парламента. — На земле мы уже выкачали все досуха".

Россия является ведущей арктической нефтяной державой с тех пор, как в 1962 году Советский Союз начал делать важные открытия на Тазовском месторождении на побережье Обской губы в Сибири. Пять лет спустя Соединенные Штаты открыли на Аляске мелководное месторождение Прадхо-Бэй.

Новизна в том, что добыча переносится в глубь шельфа.

Вести бурение в водах Арктики чрезвычайно опасно по причине низких температур, полярной ночи, густых туманов и ураганных ветров. Ледяной покров, сохраняющийся от восьми до девяти месяцев в году, может заблокировать спасательные корабли в случае аварии. И, как отмечают экологи, от этой хрупкой естественной среды обитания зависит существование китов, белых медведей и других животных.



Из-за подобных опасений новые месторождения в водах Аляски не разрабатываются с 2003 года, несмотря на резкое сокращения объема добычи нефти в штате и интенсивное лоббирование со стороны нефтяных компаний.

В Канаде бурение на арктическом шельфе заморожено после разлива нефти в Мексиканском заливе, когда Национальный совет по энергетике занялся пересмотром своих нормативов.

Но Россия упорно движется вперед. Главное решение о начале освоения российской Арктики было с легкостью принято парламентом в 2008 году в качестве поправки к закону о недрах. Оно позволило министерству природных ресурсов передать районы шельфа государственным нефтяным компаниям без проведения тендеров, что позволило избежать проведения детальной экологической экспертизы.

До недавних пор Россия относилась к Карскому морю, где собираются вести бурение ВР и "Роснефть", главным образом как к ледяной свалке. Годами советский военно-морской флот сбрасывал в море ядерные отходы, в том числе несколько отработавших свое реакторов подводных лодок, точное место захоронения которых не разглашается.

Руководители "Роснефти" говорят, что разведочное бурение не приведет к выбросу радиации.

Но, как утверждает Чилингаров, отстаивающий полярные притязания России, небольшое количество радиации не должно вызывать опасений в любом случае. По его словам, его сын вырос на Новой Земле, где в годы "холодной войны" проводились испытания ядерного оружия, и теперь он "чуть выше меня".


"В малых дозах, — говорит Чилингаров, — радиация полезна для роста".


2 комментария: