четверг, 22 декабря 2011 г.

Про Магду, про Лену

Лет пять тому назад у этой немочки появился первый персональный фан-клуб. Произошло это в России — так считает сама Нойнер. С тех пор количество фанатов 24-летней Магдалены росло в геометрической прогрессии. Сегодня они есть, уверен, в Южном полушарии, на обоих полюсах и в экваториальных водах. Про ее родной Вальгау и говорить нечего: из 1400 жителей этой баварской коммуны в фан-клубе своей землячки состоит ровно половина.


Столь бурное размножение нойнеропоклонников, однако, вызывает ряд вопросов. Во-первых, непонятно, как они делят ее между собой. Коллективная любовь — абсолютная химера, каждому обожателю присуще носить в сердце свою эксклюзивную Нойнер, Спирс, Кидман, Чапмен и так далее. Но из-за поп-, рок- и прочих звезд фанаты иногда дерутся, а немецкий биатлонный цветок умудряются любить сообща.

Во-вторых, индивидуальный фанатский позитив вовсе не отменяет коллективной ненависти к тем, кто замыслит посягнуть на святость иконы. Чаще всего в этой роли выступаем мы, журналисты, путающие какие-то детали звездной биографии, которые давно обглоданы на фанатских форумах, или упоминающие объект обожания без должного пиетета.


Приняв во внимание столь серьезные аргументы, автор не стал влезать в шкуру летописца и претендовать на информационную полноту своих заметок. Пусть они будут не о фактах, а о чувствах. Не о самой Лене, а о ее феномене. Не об успехах Нойнер, а о том, за что ее любят.

***

В Youtube выложен ролик про 13-летнюю Магдалену. Тоненькая девочка с зубными брекетами идет по лыжне, стреляет по совсем близким детским мишеням, дает телеинтервью. Антураж и сама съемка почти любительские, но спокойствие, дружелюбие, мордашка, улыбка уже "наши", не спутаешь. Тот, кто снимал, догадывался: из этой нимфетки вырастет большая спортсменка.

Родители привели Лену в лыжную школу в 6 лет. В 9 она впервые попробовала стрелять и моментально переключилась на биатлон — так ей понравилось. Представьте, сколько она набегала и настреляла в самую продуктивную для физиологического и психологического роста пору. Талант? О, да! Но и объемы, и тонкая доводка умными тренерами, и дикое трудолюбие, и ранний старт. Мартина Бек, скажем, начала заниматься биатлоном в четырнадцать. Это значит, что у Нойнер была фора в пять лет.


А у моего друга дочка сейчас серьезно занимается лыжами. Сборы в Острове, в Финляндии, в Карелии. При этом она грезит биатлоном, и ей как раз 14, как было когда-то немке Бек. Друг уже советовался с тренерами, они с дочкой хотят сменить спортивную специализацию. Тренеры сказали: не раньше шестнадцати, когда можно будет получить разрешение на обращение с огнестрельным оружием.

...В свои шестнадцать Магдалена Нойнер дебютировала в Кубке мира, выйдя на старт спринтерской гонки в Рупольдинге и уже имея в активе два титула юниорского чемпионата мира.

Сегодня она говорит: "Вообще-то я всегда была на два шага впереди всех". И ее любят за это.

***


При всей своей публичности Нойнер умудрилась ни разу не допустить того, что в общечеловеческом смысле принято называть проколом. Ее, ярчайшую звезду, подсвечивают со всех сторон, снимают на фото и видео, слушают десятками микрофонов и диктофонов. Ее ловят на отдыхе и во время записи рекламных роликов, ей роют каждодневные ямы в интервью, отслеживают ее бойфрендов, возможные истерики, нервные срывы, слезы и fuck'и сквозь зубы. На Нойнер ведется круглосуточная медиа-охота. Но ни один из егерей до сих пор не мог похвастать добычей.

На скучные вопросы она отвечает с озорной улыбкой. Не говорит ни с кем через губу. Не впивается в волосы партнершам в вакс-кабинах. Не костерит тренеров и не надирается в лыжную мазь по окончании сезона.


На одном из этапов Кубка мира я видел, как призер гонки Сабина Бухгольц прямо на пресс-конференции утаптывала в себя хот-дог, запивая его безалкогольным пивом. Проголодалась, дело житейское, ведь биатлон требует больших затрат энергии. Представить за этим занятием Нойнер категорически невозможно. Она и хот-дог на людях несовместимы. Лишь искорки в глазах, приправленные жизнелюбием ответы и безупречная экипировка со спонсорскими нашивками на видных местах.

Это высочайший самоконтроль, тут и спорить нечего. Филигранная работа команды менеджеров. Понимание своей роли в мировом спорте и силы своего примера в публичной жизни. Но не только. Нойнер так воспитана, она так живет и чувствует. Магдалена на самом деле такая — жаропрочная к скуке общения с прессой, огнеупорная к соблазнам обычной жизни, противоударная и антипригарная. Ей легче других дается ношение белозубой маски, поскольку эта маска — часть ее самой, элемент врожденной внутренней гармонии, атрибут привитого в детстве терпения. И ее любят за это.

Другая грань сказанного выше — отсутствие в Нойнер стервозности. Для женщины это не очень хорошее качество, скажем прямо. Стервам живется ярче и слаще, чем остальным, их, как ни странно, реже бросают и сильнее любят, находя вечное удовлетворение в том, чтобы завоевывать и ублажать капризных злюк.


Магдалена не стерва. Она может проявить твердость, о чем мы еще поговорим, но она никогда не перейдет ту грань, за которой кончается здравомыслящая женщина и начинается мстительная фурия. Ей не требуются вязанки надломленных мужиков, падающих к ее ногам, не снятся мокроглазые подруги, просящие о прощении, она не скомандует: "Крем со всех!", увидев дюжину пирожных, испеченных для сборной.

Классическая стерва — это молодой Михаэль Шумахер. Нойнер совсем не такая. И за это ее любят.

***

Сейчас наберусь смелости и выдохну: Магдалена — не красавица. Она милашка, а это совсем другое. При том, что именно словосочетание "золотая милашка" опостылело Нойнер в свое время хуже горькой редьки.


У Лены очаровательные, но не канонические черты лица. Она далека от ухоженности светских цац, надраенных вертикальными соляриями и спа-салонами. Я не единожды общался с Нойнер на расстоянии полусогнутой руки с диктофоном и всякий раз почти не слушал то, что она говорила, - всматривался. Часть увиденного оставлю при себе. Но не из ложного понимания этики и такта, а из-за элементарной человеческой симпатии.

Что бы мне ни увиделось во время общения, оно не отменит светлой гармонии, исходящей от Лены. Пусть торопится, пусть произносит дежурные или поверхностные слова - в ее случае это именно то, что делает идеал земным.

Точно так же и с внешностью. Совершенство форм и черт — удел снежных королевок, к которым Нойнер точно не относится. Она та женщина, профиль которой, проснувшись, многим хочется видеть на соседней подушке, а силуэт — на фоне рассветного окна. Для этого не важна и не нужна красота как таковая. Достаточно душевного тепла, блеска глаз и общей привлекательности компоновки.


Красавицы — почти всегда физика. Милашки — лирика. За это их и любят.

***

Отдельная тема — Лена и подарки. Не будем сейчас о суперседанах и прочих спонсорских побрякушках. Но вот лосенок чем не подарок? Хорошо, пусть не сам лосенок, а одно только его имя — Нойнер, но разве этого мало? Четыре года назад Магдалена сфотографировалась в шведском Эстерсунде с беременной лосихой, приплод которой назвали потом в ее честь. Во время этапа Кубка мира Нойнер навестила зоотезку, спровоцировав водопад умиления.

Немецкая группа Hot Stuff подарила своей биатлонной соотечественнице песню с потрясающе мудреным названием Magdalena Neuner Superstar. Мы вправе подозревать, что и текст там не гребенщиковский, однако в подаренных песнях это не самое главное.

Однажды менеджер "Баварии" Ули Хенесс тоже захотел сделать Лене подарок и не придумал ничего лучше, как предложить ей работу в структуре мюнхенского клуба. Нойнер, разумеется, отказалась, но при этом улыбнулась и поблагодарила. А как иначе?


Российский фан-клуб подарил ей плюшевого Чебурашку. Магдалена долго не выпускала его из рук, носила в командную столовую и, ужасно довольная, показывала товаркам. А от мамы ей достался венок из роз, освященный папой римским. Он стал талисманом — ничего другого для этих целей Нойнер из своих подарков выделять не захотела.

Что дарят ей, понятно. Теперь о том, что дарит она.

Поход в горы, например. Любой желающий несколько лет назад мог заказать на специальном сайте шоколадку "Магдалена Нойнер", отправить куда надо штрих-код, пройти регистрацию... Осуществить, словом, немудреные потребительские действия и в самом деле совершить с Леной пешую прогулку по альпийским предгорьям. Если повезет.

Больная девочка Хелена Мантей не могла совершать прогулки из-за вирусного заболевания мышц, поэтому Нойнер сама пришла на встречу с ней. Подарила получасовое общение той, для кого была настоящим кумиром.


Во время последнего чемпионата мира в Ханты-Мансийске, где Лена выиграла три золота и два серебра, она сумела в промежутках между столь рутинными событиями связать носки для будущей дочери той самой Мартины Бек. Нойнер не знала пол ребенка, поэтому связала две пары — белые и розовые.

Ее любят и за это тоже.

***

В ее жизни были и есть те, кто любил Нойнер не как все остальные, а в физиологическом смысле — ее бойфренды.

"Он был старше ее, она была хороша", - это про Лену и Бьорна Вайсхайта, сервисмена немецкой команды. Сейчас ему 37. Они встречались полтора года. после чего расстались без ссор и обид, продолжив при этом сотрудничать в сборной.

Чуть раньше Магдалена бойфрендила с австрийским биатлонистом Францем Первайном, а нынче сошлась с Зеппом Хольцером, кларнетистом оркестра из ее родного Вальгау. С ним она ездила отдыхать на Маврикий, но через какое-то время призналась прессе, что выходить замуж пока не планирует вне зависимости он намерений самого Зеппа. Хотя о детях абстрактно подумывает.

Умение Нойнер встречаться и расставаться без битья посуды проистекает из ее твердости, которая закамуфлирована фирменной улыбкой и чуть ли не безотказностью во многих других вопросах.


"Лучше хорошие отношения, чем плохой брак", - так она сказала про роман со своим музыкальным Зеппи. А вот так про отношения с фанатами, которые взяли моду ломиться время от времени в ее дом: "Есть и у любезностей конец. Я не собираюсь уезжать из Вальгау, где чувствую себя невероятно хорошо. Но когда хочется отдохнуть, а поклонники начинают звонить в дверь, конечно, нервничаю. Их можно понять, но в первую очередь я всегда стараюсь убедиться, хорошо ли происходящее для меня самой. Когда-то думала: справлюсь со всем, не оставлю без автографа ни одного фаната. Теперь готова признать: я себя переоценивала. Впрочем, выхода все равно нет, так что с визитами болельщиков и звонками в дверь придется смириться".

А еще суперпрофессионалка Нойнер ненавидит долгие велотренировки на Ибице, которыми ее из лето в лето мучают тренеры. И не стесняется публично об этом говорить: "Намекала, что больше туда не полечу — буду работать дома. Но всякий раз снова оказывалась на велике, крутила педали и ругалась все сто километров. Хватит, на следующий год поставлю условие!"

Одно условие она уже поставила, оградив себя от безумного потока рекламных и благотворительных предложений. Когда стало ясно, что светская жизнь мешает биатлону, "золотая милашка" сократила рабочее расписание на треть, отказавшись от многих мероприятий.


Есть анекдот про добрую девушку Надю, встречавшую на мысе корабли и не способную отказать ни одному моряку, из-за чего тот мыс прозвали Мысом Доброй Надежды. Так вот Нойнер — не Надя. И ее за это любят.

***

В сезоне-2007/08 она стреляла в "стойке" с точностью 60 процентов, а к последнему сезону довела этот показатель до 75 процентов. Причина — упорная работа с психологом, позволившая Нойнер переформатировать свою прекрасную головку. Еще до этого наш говорливый немецкий друг Вольфганг Пихлер успел прокомментировать ленины проблемы, после чего ему пришлось объясняться. Виновной была признана желтая пресса, якобы исказившая слова тренера.

В свободное время, которое она каким-то образом изыскивает, приоритетами Магдалены остаются вязание и игра на арфе. Если вспомнить про кларнетиста, живущего в 200 метрах от ее дома, микровойны с фанатами у дверей и звание офицера таможни, в котором пребывает Нойнер, остается лишь рукоплескать ей за получение еще и тренерской лицензии "С", позволяющей работать с юными биатлонистами.

Лена была убеждена, что к 2018 году наверняка завяжет со спортом и свой 30-й день рождения встретит не в качестве биатлонистки. Теперь же ей кажется, что время заканчивать уже пришло. Надеюсь, она передумает, когда поймет, что выигрывать после тридцати совсем не поздно. Чего не скажешь о съемках в Playboy, отвергнутых Нойнер в 20-летнем возрасте: на четвертом десятке повторного предложения может и не последовать. Впрочем, Магдалена частично компенсировала свое ню-отсутствие в мужском журнале красивой фотосессией, рекламирующей нижнее белье.

Ну а чтобы стало чуть понятнее, каким образом психика 24-летней женщины выдерживает все, что подкидывает ей судьба, приведу роскошную фразу, сказанную Нойнер в одном из интервью.

- Кто-то умеет рисовать, кто-то — делать сложные медицинские операции. Я могу отлично бегать и стрелять. У каждого есть свой талант. Во мне нет ничего особенного, просто мой талант показывают по телевизору.

Похоже, она действительно так думает. Разве можно не любить ее после этого?!


Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
// 17.12.2011

4 комментария: