воскресенье, 23 октября 2011 г.

Диарея как политический метод


В ряде западных изданий появились материалы о состоянии здоровья Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В принципе в содержании этих статей нет ни малейшей сенсационности, но некоторые аналитики считают это утечкой информации из секретных источников спецслужб, что уже само по себе интересно.
Цэрэушники в белых халатах

В Центральном разведывательном управлении (ЦРУ) США с 1972 года существует специальное подразделение, занимающееся сбором информации о состоянии здоровья мировых лидеров. В нем служат врачи, антропологи, социологи. Об этом поведал в своих воспоминаниях, опубликованных в Нью-Йорке, первый начальник «отдела медицинского шпионажа» доктор Джеролд Пост. При этом он подчеркивает, что главы государств обычно тщательно скрывают свои проблемы со здоровьем, дабы не выказать признаков слабости. Поэтому, когда лидеры собираются на таких мероприятиях, как заседание Генеральной ассамблеи ООН, различные саммиты, разведка внимательно изучает внешний вид президентов и премьеров, стараясь составить представление об их самочувствии.

Исследователь Университета Брауна Роуз Макдермотт, посвятившая множество работ медицинскому шпионажу, отмечает: достоверная информация о состоянии здоровья хворающего лидера дает неоспоримое преимущество правительствам других стран: «Болезнь главы государства может пошатнуть стабильность власти – особенно в авторитарных и тоталитарных режимах».

Макдермотт сообщает о таких фактах. Президент США Франклин Рузвельт страдал не только от полиомиелита, но и от перенесенного в начале своего четвертого срока инфаркта, от которого он и скончался год спустя, но это тщательно скрывалось. Президент Грувер Кливленд в 1893 году перенес тайную операцию по удалению рака челюсти. Президент Вудро Вильсон был изолирован в спальне Белого дома после перенесенного в 1919 году тяжелого инсульта.

Автор книги о медицинском шпионаже доктор Джонатан Клементе отмечает, что сегодня многое можно выяснить о состоянии здоровья лидера при детальном рассмотрении видеоматериалов и фотографий, в особенности – в широком разрешении.

Специалисты отмечают, что между душевным и физическим состоянием людей существует глубокая взаимосвязь. Так, смертельная болезнь может подтолкнуть лидера на импульсивные поступки, призванные сохранить его наследие. По словам доктора Поста, Менахем Бегин, находясь в больнице, принял два важнейших решения – о провозглашении Иерусалима вечной столицей Израиля и о распространении израильского суверенитета на захваченные Голанские высоты.

Однако определить психологическое состояние лидера издалека весьма непросто, поскольку многие симптомы часто остаются незамеченными. «Здесь важна не только сама болезнь, но и лекарства, которые человек принимает, и то, как они могут повлиять на его способность принимать взвешенные решения. В таких случаях их поведение может быть непредсказуемым, и порой не рациональным», – говорит Роуз Макдермотт. А нерациональные поступки президента, премьер-министра, монарха или диктатора могут иметь последствия, которые способны потрясти мир. Вот почему разведки всех крупных стран охотятся за медицинской информацией о мировых лидерах.

Есть и другой аспект. С помощью медицинской информации можно нанести серьезный урон противнику. Например, в 2007 году в каирской прессе появилась заказная информация о якобы резком ухудшении здоровья египетского президента Хосни Мубарака. Это повлекло за собой экономический шок. Центробанк Египта сообщил, что после появления сообщений о резком ухудшении состояния здоровья президента, в течение двух дней Египет лишился иностранных инвестиций на сумму 350 миллионов долларов.

Унитаз для Мао

В Советском Союзе медицинской разведке уделялось самое серьезное внимание. Мой давний знакомый ветеран КГБ Игорь Атаманенко рассказывал мне о том, что самой первой операцией по сбору медицинской информации о лидере иностранной державы была охота за экскрементами Мао Цзедуна в декабре 1949 года, когда тот прибыл в СССР с визитом.

Советские ученые установили, что состав экскрементов конкретного человека и его психология взаимосвязаны. Холестерин, Л-триптофан и прочие белки, гормоны говорят не только о здоровье человека, но и о его склонностях, темпераменте, образе жизни. Эндокринологи, физиологи, терапевты-диагносты, психоневрологи и психологи на основе этих данных могут составить точный психологический портрет человека, определить его настроение и черты характера.

Впервые это было проверено на Мао. По словам Атаманенко, подоплека знаменитой истории про то, как Сталин несколько дней продержал китайского лидера в своей приемной, заключалась в стремлении получить о китайском вожде как можно больше «туалетной информации». Для этого якобы был сконструирован уникальный унитаз, содержимое которого отправлялось не в канализацию, а в специальный сборник. А потом анализировалось. И якобы получив эти аналитические данные с психологическим портретом китайского лидера, Сталин сказал, что Мао – «редиска», сверху красный, а нутро – белое.

В 1954 году все документы по секретной лаборатории были уничтожены по приказу Хрущева. А руководитель исследовательской группы Розенталь сумел затеряться в атмосфере неразберихи, взять фамилию жены и в 1957-м выехать в Израиль. Однако вскоре, как это часто бывало с эмигрантами той поры, оказался в Америке. Возможно, он помог ЦРУ создать «унитазную разведку».

Лечение каннибала

Во времена Брежнева данные медицинской разведки успешно использовались для привлечения на свою сторону иностранных лидеров. В своих воспоминаниях главный кремлевский врач Евгений Чазов приводит такой факт: «Андропов как-то совершенно справедливо сказал Брежневу, что друзей можно приобретать, не только поставляя им оружие и продовольствие, но и заботясь об их здоровье, их работоспособности. Брежнев оценил эту идею, подхватил ее и предложил направлять приглашения руководителям государств и партий для отдыха и лечения в нашей стране».


Одним из первых попался на «медицинский крючок» глава Центрально-Африканской Республики Бокасса. Наша разведка в ходе активного поиска друзей в Африке получила информацию о том, что Бокасса болен каким-то гастроэнтерологическим заболеванием. Его пригласили на лечение в нашу страну. «Работники МИД просили обеспечить прием и лечение на самом высоком уровне, - вспоминает Чазов. - Когда впоследствии я читал, что это был один из самых жестоких людей в Африке, каннибал и убийца, я не мог в это поверить, вспоминая нашу встречу в инфекционном корпусе Кунцевской больницы. Это был невзрачный человечек, который постоянно улыбался и извинялся. Осмотрев его вместе с нашим известным гастроэнтерологом профессором В. Г. Смагиным, мы установили, что ничего угрожающего у пациента нет и речь идет о банальном холецистите и колите. Рекомендовав обычное в таких случаях лечение и диету, мы разъехались по домам, так как это был воскресный день. Не успел я приехать домой, как раздался звонок из больницы, и дежурный врач просил меня срочно вернуться. Я уже привык к таким вызовам и буквально через 30 минут был на месте. Оказалось, что вызывали меня не к больному, а для того, чтобы навести порядок в кухне этого корпуса. С Бокассой приехали его слуга и повар и привезли обычные для него продукты питания. К моему удивлению, это были какие-то мелкие змейки, животные типа ящериц, грязное мясо непонятного происхождения. Я поднялся к Бокассе и сказал ему, что здесь, в больнице, мы будем лечить его нашими методами, диета является таким же лекарством, как и таблетки, которые он принимает. Получив его согласие, я попросил выбросить все, что было привезено, на помойку. Бокассе так понравилась наша пища и лечение, что, покидая в хорошем состоянии через 10 дней больницу, он поставил вопрос перед работниками МИД о выезде с ним нашего врача и нашего повара. Работники МИД настоятельно требовали как можно быстрее решить этот вопрос. Вызвался поехать с Бокассой доктор Ф. К. Яровой. Так Бокасса стал «красным».

Операция «Абдель Насер»

Чазов подробно вспоминает о том, как в конце 60-х годов прошлого столетия внешняя разведка получила данные о тяжелой болезни президента Египта Абдель Насера: «Меня вызвал Брежнев и сказал:

- Надо сделать все для восстановления здоровья Насера, ибо нет на Ближнем Востоке другой фигуры, которая могла бы объединить арабов в противостоянии США и Израилю. Если он сойдет с политической арены, то это будет большой удар по нашим интересам и по интересам арабов. Сделай все, что необходимо для его лечения.

Андропов сказал, что готовить спецрейс очень долго, да и привлечет он большое внимание у работников гражданской авиации Египта и у обслуживающего персонала, а израильская разведка в Каире работает очень хорошо. В то же время, заметил Андропов, сегодня в 12 часов (т.е. через 3 часа) улетает рейсовый самолет. «Вас еще мало знают, — продолжал он, — и вряд ли кто на вас обратит внимание. Кроме того, наши товарищи проведут вас в первый класс, там летит только один наш военный советник. Он вас не знает. А в Каире вы спуститесь по отдельному трапу, и вас тут же отвезут (есть договоренность с египтянами). Просьба, когда будете выходить, оденьте темные очки и шляпу, чтобы вас не могли опознать, если будут фотографировать из здания аэровокзала.

В общем, история прямо в духе Джеймса Бонда. И хотя я плохой актер, но сделал все так, как мне сказали. Действительно, когда в Каире я сошел с трапа, меня окружила толпа мужчин в темных очках, которые взяли меня в плотное кольцо, и в считанные секунды я оказался в машине. Потом черный ход гостиницы «Шепард» на берегу Нила, подъем на самый последний этаж, где один отсек уже был перекрыт охраной. Меня провели в большие апартаменты и просили без секретаря Насера никуда не выходить. Буквально через 20 минут приехал секретарь Насера, и мы вместе поехали к президенту. Никто ничего ни в Москве, ни во время поездки мне не говорил, что же произошло.

А случилось следующее. В начале сентября состоялось заседание руководителей арабских государств, которое вконец его (Насера) вымотало. 10 сентября у него появилась общая слабость и он впервые почувствовал боли в груди. Врачи обнаружили изменения на электрокардиограмме, указывавшие на возникновение инфаркта миокарда. Египетские врачи совершенно справедливо указывали на возможность развития тяжелых осложнений и непредсказуемых последствий. Вероятно, для того чтобы уменьшить свою ответственность, они поставили вопрос о расширенном консилиуме с приглашением иностранных специалистов. Однако все тут же единогласно заявили, что приглашение иностранцев может вызвать утечку информации о здоровье президента, что в свою очередь может дать козыри израильтянам. Они могут использовать эту ситуацию в своих целях, в частности, широко распространить среди арабов слухи о тяжелой неизлечимой болезни президента и о его ограниченных возможностях как руководителя и арабского движения, и своей страны. То что наша разведка оказалась на высоте, дало возможность руководству СССР своевременно предложить медицинскую помощь. В результате мы сохранили Абдель Насеру еще три года жизни и активной политической деятельности».

Диарея как оружие

В отношении наших лидеров применялись не только приемы медицинского шпионажа, но и медицинские провокации. Полковик КГБ в отставке Игорь Атаманенко вспоминает: «У всех советских лидеров, посещавших Америку, немедленно начиналось расстройство желудка, выбивавшее их из колеи. Поэтому их всегда сопровождал суперсовременный автомобиль-туалет. И только спустя лет тридцать в Москве всерьез задумались над данным обстоятельством, которое негативно сказывалось на переговорном процессе». Оказалось, против наших лидеров на приемах применялось такое медицинское оружие, как подсыпание в блюда препаратов, вызывающих элементарную диарею. В таком состоянии политики становились более податливыми на переговорах.


Впрочем, наша медицинская разведка тоже действовала шустро. Говорят, что она смогла завербовать медработника из окружения Рональда Рейгана. И Москва имела полную информацию о состоянии не очень стабильного здоровья американского лидера. Правда, Горбачеву это ничуть не помогло: все переговоры с Рейганом он проиграл вчистую.

Что касается нынешней утечки информации о здоровье Путина с Медведевым, обнаружившейся в американской прессе, то тут никаких проблем нет. Оба признаны отменно здоровыми и, на радость россиянам, а может быть даже и заокеанским друзьям, способны еще не один срок меняться должностями, не сходя с государственного Олимпа.

4 комментария: