суббота, 12 ноября 2011 г.

"Ужасы социализма": взгляд из США




У Рокфеллер-центра танцевали двое солидного вид мужчин — в белых рубашках и офисных брюках. Незамысловатые «два притопа, два прихлопа» под рождественскую «Jingle bells». «Всем хорошего дня, ребята!» «Спасибо, друзья!» — попеременно выкрикивали они собравшимся вокруг. Кто-то фотографировал, кто-то просто наблюдал, улыбаясь. «О, малыш! Ты молодец! Спасибо!» — сказал один из танцоров, когда мальчик лет 5-и подошел и бросил 10-долларовую купюру в небольшой металлический ящичек.
На нем было написано «Salvation Army» («Армия спасения», международная благотворительная организация. — AIF.RU). Развлекавшие публику от имени одной из старейших благотворительных организаций собирали средства на рождественские подарки нуждающимся.

Они могли бы просто стоять и ничего не делать. Ну разве что изредка обращаться к прохожим с просьбой сделать пожертвование. И какую-то сумму все равно бы собрали: место очень популярное и среди горожан, и среди туристов. Но тогда это называлось бы «просить». Американцы же считают, что деньги нужно за-ра-ба-ты-вать. Давать что-то просто так — значит демотивировать и развращать человека. И приучают к этой мысли, кажется, с детства.


В одном городке я наблюдала, как ученицы из младших классов вместе с родителями и учителями за-ра-ба-ты-ва-ли на новую форму для своей команды школьных чир-лидеров. Девчонки устроили представление в двух шагах от входа в местный супермаркет — под магнитофонную запись исполняли свои композиции. Их маленькие подружки, не задействованные в танцах, предлагали прохожим испеченное своими руками печенье — за символическую плату. И это был как бы еще один внеклассный урок для детей: ничто в этой жизни не дается просто так, не достается без твоего труда. Ну и азы бизнеса попутно.


Разговоры о бесплатной медицине или детских садах у американцев не вызывают никакого революционного задора. Для них это, скорее, «кошмары социализма». Все мои знакомые, не раздумывая отвечают: «Нет-нет, бесплатное не может быть хорошим». И здесь это действительно так.

Мой сын в 4 года получил-таки место в государственном садике Нью-Йорка — мы чувствовали себя, словно выиграли в лотерею, ведь бесплатных классов для детей такого возраста в городе наперечет. Школа в Гарлеме в окружении социальных домов точно давно не видела ремонта. В актовом зале, где каждую пятницу ученики стоя, положив правую руку на сердце, исполняли гимн США, на потолке угрожающее свисали плиты и «красовались» потеки.


Работал класс только до обеда. Группа из 18 человек занималась в помещении, где дети и играли, и ели, и спали прямо на полу на матрасах, не раздеваясь и даже не разуваясь. Кормили кошмарно — на завтрак пакетик сока или молока с чипсами, на обед разогретая в микроволновке пицца или что-то в том же духе. За это потом еще и счет к оплате прислали. В общем, оказалось, бесплатное точно выглядит нездорово.

Соседи сочувственно кивали: «Понимаем, но в нашем районе много других садиков — может быть, стоит поискать?» Мы поискали. Самое-самое недорогое, что нам удалось найти в округе, — садик за 1000 долларов в месяц. Выглядело все не намного лучше, но зато работало на 3 часа дольше. Вообще же в Нью-Йорке это обычное дело — заплатить, например, $1500 в месяц за занятия 2 раза в неделю по полтора-два часа в день.


Признаюсь, наш детский садик в Петербурге — самый обычный, не супер-навороченный, но со своей кухней, воспитательницей и нянечкой, развивающими занятиями и прочим, к чему мы привыкли, как к должному — я постоянно вспоминаю.

В отношении уже только к этому вопросу у нас с американцами глобальная мировоззренческая разница. Получатели бесплатных госуслуг в Америке по умолчанию бедные и/или неуспешные люди.


— Одно время я получала фуд-стемпы (талоны на покупку еды для малообеспеченных). Меня тогда уволили с работы. Потом устроилась учителем в эту школу. Зарплата небольшая, но это мною за-ра-бо-тан-ные деньги, и я сама решаю, как их потратить, а не получаю 200 долларов строго на еду, еще столько же на оплату социальной квартиры, — говорит мне преподаватель английского языка в школе для иностранцев. — Если платишь сам, то можешь выбирать то, что нравится, и, соответственно, спрашивать за качество услуги. Хочешь жить лучше — будь мобилен, больше работай, чтобы больше зарабатывать.

Наши социальные гарантии государства перед гражданами для американцев полная загадка — они просто не понимают, как это может работать. Например, декретный отпуск для женщин до трех лет с сохранением рабочего места.


— Это ведь никакому бизнесу не выгодно, тебя просто не будут брать на работу.
— Как же вы собираетесь развивать свою страну с таким грузом обязательств? — спрашивают меня, выслушав список российских социальных гарантий.

А в заключении прозвучало задумчиво:
— Это очень плохо. Плохо для страны. Люди становятся ленивыми. У них нет стимула больше и лучше работать, если им и так много достается бесплатно.

В Америке каждый шаг экономически как-то обоснован. Например, группы продленного дня в школах — дорогое удовольствие для бюджета. Поэтому во многих школах нагрузка переложена на родителей. Нет материальных возможностей — нет развивающих занятий для ребенка. Жаль, конечно. Но — такова жизнь.

Саму экономику повседневной жизни американцы понимают по-другому. Моя мама очень жалеет старушку-соседку по даче — мол, пенсия маленькая, тяжело платить за участок, вот она и задолжала садоводству. При этом добавляет, что «председатель на днях жаловался, что должников много, из-за этого не хватает средств, чтобы дорогу проложить». Такие же разговоры ведутся по поводу высокой квартирной платы.


В Америке способность платить по счетам — это главная репутационная визитная карточка. А уж владеть квартирой в городе и домиком где-нибудь на природе — это вообще-то удел только очень состоятельных людей. Любой американец посоветовал бы в подобной ситуации избавиться от недвижимости, которая отнимает столько средств — продать, обменять на объект меньшей площади. Ведь если не можешь содержать, зачем владеть? А председателю того садоводства обратиться в суд — чтобы вернуть невыплаченные средства путем продажи имущества должников. И проложить, наконец, нормальную дорогу до поселка.

http://digest.subscribe.ru/business/education/n704705033.html

6 комментариев:

  1. фтопку эту чушь!
    афтару лет12-14

    ОтветитьУдалить
  2. Ну что то тут есть. Речь о что у них взгляд на весчи другой.

    ОтветитьУдалить
  3. тупость афтара тут есть, больше никуя

    ОтветитьУдалить
  4. Я тут антикитайску серию секодня сапускаю. к опету.

    ОтветитьУдалить
  5. судя по названью ветки "business/education"
    галимая красная небескарысная прапаганда!

    ОтветитьУдалить
  6. аткуда ты фсе это дерьмо черпаешь Ром?

    ОтветитьУдалить